Выставка Лейденская коллекция

Сегодня были семьей на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. А.С Пушкина на Волхонке, 12. Это картины Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан — одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. При подходе к музею сквозь деревья уже просматривается очередь. Это «несчастные» посетители, не купившие заранее электронный билет на определенный сеанс на конкретную дату на выставку.

Мы были счастливыми обладателями электронных билетов на 08.04.2018 на 12:30. Отметили и распечатали их не в основном здании музея, а в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка 14. Зашли без всякой очереди через подъезд 5 (где выход из музея и располагается гардероб). В ГМИИ им. А.С Пушкина всегда проблема в гардеробе с местами для одежды. На этот раз был организован дополнительный гардероб рядом с основным и мест для одежды было достаточно.

На выставке представлены ранние работы Рембрандта Харменса ван Рейна, работы Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, Франса Халса, Геррита Дау, Яна Ливенса и других их выдающихся современников.

Мы посмотрели самые знаковые картины выставки:

Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва.

Минерва Рембрандт

На картине изображена жена Рембрандта, ей 23 года.

Мне эта женщина показалась уже совсем немолодой. В наше время девушки в 23 года выглядят совершенно иначе. При этом, конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но у нее такие крупные и непривлекательные черты лица – странно у художника видеть такие вкусовые предпочтения.

При этом изобразительные средства картины невероятно высоки, всему изображенному на ней веришь: выражению лица женщины, позе, реальности рук, игре света и тени, расположению складок на одежде, качеству материала платья, расположению предметов интерьера и их виду, цветовой гамме картины. Работа Рембрандта производит сильное впечатление.

Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом.

IMG_0268

Картина очень небольшая. Тем более ценно впечатление, которое она производит. В отличие от «Минервы» девушка выглядит современно. На нее хочется смотреть и разглядывать. Очень интересное лицо, взгляд, поза. Замечательно выглядит одежда и световое решение картины. Непонятны руки — они безжизненны, в отличие от лица. В картине есть тайна, которую нужно разгадать.

Ян Ливенс. Мальчик в плаще и тюрбане.

IMG_0298

Действительно живой мальчик. Выражение лица сложное. Вызывает необходимость вдуматься в испытываемые персонажем эмоции. Время не властно над картиной, краски яркие, не потускневшие, принц с непростым характером, который хочется разгадать.

Ян Стен. Молитва перед едой.

IMG_0318

Такая очень голландская живопись. Коричнево-серо-бежевые тона. Скупая одежда, смиренные немного застывшие позы, немолодо выглядящие люди, действительно, они застыли в молитве, причем, даже маленький ребенок. Есть они собираются хлеб и окорок. Еды перед ними выложено немало, они не бедствуют. Но этот достаток дается им, видимо, нелегким трудом, они вымотаны. Позы их усталые. И даже немного обреченные. «И так каждый день, всегда?» — как будто говорит нам картина. Но они не выглядят несчастными, это их жизнь, и она их вполне устраивает. Оторваться от картины сложно. Она затягивает взгляд вглубь действия на картине. Зритель окунается в эту жизнь, она реальна.

А также посмотрели остальные произведения.

Мне очень понравилась молодая девушка на картине Рембрандта «Девушка в расшитой золотом накидке». Она совершенно живая: цвет лица, волосы, естественность выражения лица, яркость красок. Великолепный портрет.

IMG_0306

Нас с дочерью привлекла работа Годфридуса Схалкена «Портрет Бартхаута ван Слингеландта».

IMG_0277

Во-первых, жалко несчастного убитого зайца. Во-вторых, привлекает к себе взгляд вельможа, изображенный на картине. Он изображен на фоне леса, где есть дичь для охоты и в охотничьем антураже для того, чтобы показать его интерес к охоте. Но при этом выражение лица его скучноватое и довольно мирное, руки изнеженные и неэнергичные, лицо надменное, но не агрессивное. Создается ощущение, что тема охоты к этому человеку притянута «за уши». Но портрет выразительный и привлекает внимание.

Дочери понравилась картина Габриэла Метсю «Старуха за едой».

IMG_0320

Главным элементом, вызвавшим интерес дочери, стала кошка в правом нижнем углу картины. Антураж жилища, изображенного на картине довольно скуден, старуха тоже одета бедно. Кошка, которая разделяет ее одиночество, питается объедками трапезы пожилой женщины, рядом с животным валяются обглоданные кости, кошка съедает все остатки с костей, как собака. По настроению картина очень сильная, но краски работы заметно потускнели, фон несколько размыт, видимо, полотно требует реставрации.

Еще мы обратили внимание на картину Геррита Дау «Ученый, затачивающий перо».

IMG_0296

Изображение ученого очень характерное, вплоть до карикатурности. Дочь подметила, что картина выглядит смешной. Обращаю внимание, что картина очень маленькая. Но тщательность, с которой переданы детали картины, выражение лица персонажа, динамика движения вызывают восхищение.

Хотелось бы отметить, что большинство работ, представленных на выставке малоформатные. Но это совершенно не мешает мастерам передавать свое ощущение мира, а зрителям воспринимать написанное. Это высокое мастерство!

Еще обратила на себя внимание картина Каспара Нетшера «Сара приводит Агарь к Авраму».

IMG_0271

Необыкновенно современная картина по изобразительным средствам. Отлично сохранившиеся краски. Сцена представлена перед зрителем как живая. Персонажи картины движутся, позы не замершие, лица и руки очень выразительные, четко характеризующие возраст героев. Свет направлен на Агарь, сама женщина издает свечение. Композиция гармоничная. Даже не зная библейского сюжета, начинаешь догадываться о подоплеке действия.

Картины, которые нас заинтересовали на выставке, я сфотографировала. Их можно увидеть в галерее по ссылке: Избранное_Лейденская коллекция.

Еще стоит заметить об общей тенденции XVII века к пышным формам людей, объемным габаритам и соответствующим понятиям о красоте.

Нас удивил солдат, изображенный на полотне Герарда Терборха «Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата». С такими физическими формами непонятно, как он, вообще, мог нести свою службу. А возможность наличия такого солдата в армии говорит о нравах того времени и отношении к еде.

Для сравнения понятия греков о мужском достоинстве и красоте в IV веке до н.э. носили совершенно другой характер.

То же самое имеет отношение и к женской красоте.

Минерва Рембрандт

IMG_0256

Выставка нам понравилась. Это, действительно, шедевры мировой живописи! Их хочется разглядывать, изучать, проникать внутрь, жить в них и с ними.

Светлой Пасхи!

Реклама

Выставка Лейденская коллекция: 6 комментариев

Добавьте свой

  1. Спасибо, «Девушка в расшитой золотом накидке» — интересная работа уже позднего Рембрандта, чувствуется огромная пропасть между его первыми работами с аллегориями чувств) А я ее как-то упустила в своем обзоре

    Нравится 1 человек

  2. Мы не можем похвастаться серьезным теоретическим анализом, просто понравилась интуитивно. Вы описали это словами, спасибо.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: