Сопереживание, сочувствие – зачем это детям?

Во времена моего взросления не было модного нынче понятия «эмпатия».

Все сейчас говорят о дефиците умения и желания человека в современном обществе – понимать, в каком состоянии или ситуации находится другой человек, не требуется ли ему сейчас именно твоя помощь.

0019B303-B1F0-475C-A9DD-AF3865CD5C7B

Но как рождается это чувство в ребенке? Почему вдруг он начинает чувствовать боль другого или ощущать вместе с ним его радость?

2EE9EB54-1529-45CA-AF3E-239552E7638D

Изначально все переживают за маленького кроху – не болит ли у него ушибленный пальчик, не хочет ли он пирожка, не устал ли? Так и растет наш малыш с ощущением, что самое главное в жизни всех людей вокруг – это его спокойствие и благополучие.

Отлично помню, когда у меня первый раз просмотр фильма вызвал слезы. Это было кино «Белый Бим Черное Ухо». Пронзительная история преданности пса своему хозяину не оставила меня равнодушной – слезы сами текли из глаз, а в груди жгло и теснило. Мне было 13 лет.

h-14

Я была удивлена – это было первый раз в жизни. И раньше я читала трогательные книги, видела болезни родственников,  смотрела фильмы со сценами причинения боли людям, но не воспринимала это так близко к сердцу – понятно, что этим героям больно, страшно, невыносимо или радостно, весело, необыкновенно – но это не вызывало во мне сильных переживаний.

Родители такого спокойного ребенка, скорее всего, смотрят: дитя спокойно, не плачет, не нервничает – значит, все хорошо: проблем-то нет.

Со мной родители не обсуждали темы сопереживания людскому горю или радости других людей, не обращали внимания на такие случаи в жизни, которые требуют нашего сочувствия и помощи. Не было у нас в семье заведено – участвовать в каких-то благотворительных акциях, подать милостыню убогому, помочь раненному животному.

Особенно ярко вспоминаю один случай из детства. Я с малых лет очень любила кошек (да, и сейчас обожаю): везде, где было можно, я с ними играла, ласкала, кормила их, пыталась им помочь. Однажды в заброшенном доме мы с подругами нашли кошку с маленькими котятами. Мне было 10 лет. И я решилась принести одного бездомного котенка домой, чтобы оставить его жить у нас в доме.

Родители мне никогда не позволяли ранее завести домашнее животное. В этом случае они тоже не приветствовали моих действий. Правда, они поступили очень умно, преследуя свои цели: доказать мне, что держать котенка в доме будет невозможно.

Они сказали: «Если ты хочешь котенка, то тебе надо за ним и ухаживать. Попробуй его оставить в своей комнате и посмотрим, что из этого выйдет.» Это, конечно, правильные слова, и с этим не поспоришь. Я промучилась с котенком всю ночь: он непрерывно плакал, оторванный от матери, у меня не было никакого опыта и знаний, что же нужно делать с котенком, чтобы он привык к нам и к нашей обстановке, чтобы можно было стать ему другом.

Родители мне не помогали и не участвовали в моих попытках сблизиться с котенком. С утра они спросили меня: «Хочу ли я еще так мучиться с малышом и мучить далее несчастное животное?» Я была вынуждена признать, что не смогу без их помощи содержать котенка в квартире. Других вариантов, кроме как вернуть котенка на прежнее место, не оставалось. И мы отнесли его маме-кошке обратно.

Вот такой неудачный опыт по заведению домашнего питомца у меня был в детстве.

Видимо, у меня маленькой было нереализованное желание ухаживать за кем-то, быть кому-то нужным, сделать кого-то счастливее. Но реализовать этого стремления в детстве мне не удалось.

Мое чувство сопереживания, сочувствия, желания помочь продолжало спать до поры, до времени.

Очень медленно, с взрослением я стала чувствовать боль других людей как свою.

Не каждому это дано с рождения. Способности поставить себя на место другого человека тоже надо ребенка учить, иначе он может так и вырасти черствым, не понимающим чужих переживаний человеком, не умеющим проникнуться ощущениями и чувствами других людей: их радостью, счастьем, печалью, горем, сомнениями, уверенностью.

B7D6038E-A5D8-4659-8D23-D85256A007EF

С момента осмысления моего детского опыта я со своими детьми обсуждаю вопросы сочувствия людям и животным, обсуждаю фильмы и книги на эту тему. Этому чувству есть место в нашей семье.

У сына был целый зоосад: питон, ящерица, водные черепахи, попугай – такие у него были интересы в детстве, и я их поддерживала: никогда не думала, что так интересно ухаживать за рептилиями. У дочери и у нас всех был и есть замечательный кот. Сын уже вырос, у него своя семья, в которой есть свои домашние питомцы: великолепный котище и муравьиная ферма.

Мои дети обладают разными способностями и потребностями в сопереживании окружающему миру, но они оба знают – о чем это, зачем это, почему это важно.

Надеюсь, что это поможет им в дальнейшей жизни, сделает их мягче, добрее, терпимее, милосерднее.

Трудно без способности сопереживания человеку понимать законы бытия и разбираться в действительных жизненных ценностях.

13C1236E-7548-45C1-BF7C-6550CC6B5753

Реклама

Сопереживание, сочувствие – зачем это детям?: 15 комментариев

Добавьте свой

  1. Замечательный текст! Очень верно все вы написали, действительно, очень важно научить детей сочувствию и сопереживанию.
    Дочь занимается экологией и различными благотворительныии проектами (помощь приюту бездомных животных и т.д.), мы ее полностью поддерживаем, хотя бывают и крайности.
    Например, она месяц не ела в школе, а те деньги, которые я давала ей на еду, все отдала в помощь больным детям. А целый день голодом — это кошмар.

    Нравится 3 людей

    1. У вас дочка просто молодец. Я уже писала, что она вызывает ощущение цельного человека, который в своем возрасте может уже осуществлять осмысленные самостоятельные действия. Конечно, нельзя, чтобы это отражалось на ее здоровье. Тут ей надо помогать правильно это понять.
      У меня сын обладает большой способностью к сочувствию. А вот дочь в этом больше похожа на меня — у нее это чувство начинает открываться только с возрастом. Стараюсь ей в этом помогать, чтобы правильно чувствовать мир вокруг себя.
      Как же ваша дочка приобщилась к такому благому делу?

      Нравится 1 человек

      1. Насчёт приобщения — как то самое получилось, не могу сказать, что мы специально говорили об этом, учили и т.д. Была ситуация, когда пару лет назад дочь хотела завести дома кота, мы ей отказали, т.к. у бабушки астма и тяжёлая форма аллергии. Но чтобы как то компенсировать мы стали ходить к моей знакомой — у нее домашний приют для бездомных кошек, помогали ухаживать за кошками и кормили, когда она в командировках, чтобы заодно ребенок получил опыт общение с животными. А там как то и другие проекты нам попадали на глаза) в школе дочь увлеклась темой экологии, стала ходить на занятия в экологический центр, с там и друзья появились с такими же интересами и взглядами.
        А в случае с голодом, честно скажу, когда я узнала от учительницы, что она не ест, первая мысль была накричать и отругать)) но потом материнская паника уступила место здравому смыслу и мы поговорили, что, мол, деньги на еду — это одно, а для благих целей заведем копилку и будем все вместе кидать туда деньги, а ты в конце месяца отдашь их на хорошие дела.

        Нравится 2 людей

      2. Нет, все-таки не совсем само получилось. Вы ей предложили альтернативное занятие, чтобы ее стремление в взятии на себя ответственности за живое существо было реализовано. Невольно сравниваю со своей ситуацией — мне так не повезло. Не всегда удается мудро себя повести, чтобы не убить в результате в ребенке хорошее начинание. Вам удалось- это замечательно! Такие примеры заставляют стать более творческими в этом отношении. Воодушевляет. Буду думать в отношении своей дочери на эту тему. Сейчас мне представляется, что я мало уделяла этому внимания.

        Нравится 2 людей

      3. Спасибо за теплые слова! Видимо, у нас так звёзды сошлись, что очень вовремя среди моих знакомых оказалась эта девушка-волонтер с домашним приютом, так что было куда направить энергию ребенка.

        Нравится 2 людей

  2. Очень интересно вы написали. Да, что то есть тут от лозунга «жалость унижает человека». Мне, наверное, повезло больше, и по общественной жизни — во дворце пионеров у нас всегда было то, что называлось благотворительностью, и к ветеранам дружить ходили, и в семье — несмотря на бурно-скандальные темпераменты моих родственников, помню поступки. Мама вечером пошла выносить мусор и привела двух девушек ночевать — не дело им сидеть ночью на лавочке и ждать отмененного самолета. И мужа такого встретила — » все континенты могут гореть в огне, только все это не по мне».
    А здесь в Норвегии, детей в школе учат не столько читать и писать, а больше сотрудничать. А какое сотрудничество без эмпатии?
    Вообще, hard skills уступают место soft skills. Рада за вас и ваших детей!
    А как вообще с этим дело в России сейчас обстоит — учат детей сотрудничеству и сочувствию?

    Нравится 1 человек

    1. не почувствовала на своих детях, чтобы учили. как раз смотрела ряд публикаций про скандинавскую систему образования — скандинавы существенно дальше продвинулись в этом вопросе.
      про французские школы читала тоже — там так трепетно относятся к иностранцам, классы коррекции 1-2 раза в неделю, специальные мероприятия организовывают, чтобы инородцы могли вписаться в коллектив и адаптироваться в этой стране. Просто не сравнить с российскими классами, где иностранный ребенок сам выплывает, как может.
      российское образование сейчас погрязло в планах разных реформ, которые практически не касаются серьезных вопросов — учить тому, что сейчас необходимо молодому человеку, в том числе гуманному отношению к живому.
      застряли на воспитании толерантности уже лет 10 об одном и том же.
      приходится наверстывать в семье.

      Нравится 1 человек

      1. Путь все равно один у человечества. России на данный момент не очень везет по разным направлениям. Все равно позже придем — просто мы живем здесь и сейчас — и это, конечно, печально. Вот сами зато включаем голову — надеюсь, поможет.

        Нравится 1 человек

  3. Прочитала сейчас комментарии к статье и мне стало понятно, что часто надо совсем небольшого движения со стороны родителей чтобы помочь детям в развитии сочувствия и сопереживания. Моя старшая дочка пока на сестре тренируется, которой сделали операцию и она в гипсе и надо лежать и даже сидеть нельзя. Когда мы вернулись из больницы, то реакция старшей дочки была очень противоречивой. Было видно, что вид беспомощного родного человека ее шокировал. В первые дни помогать она не стремилась и даже сердилась на нас. Ходила и бурчала о том, что эти врачи «нехорошие люди» и зачем так над ребенком издеваться. Когда поняла,
    что сестре и с туалетом надо помогать расплакалась, обругала нас и убежала в свою комнату. Мы дали ей время. Постепенно она стала нам помогать. Покормить, развлечь, просто рядом посидеть, отпустить родителей в магазин и т. д. А теперь я еще вспомнила, что мои девчонки когда-то хотели волонтерами стать и животным помогать, а я отмахнулась от них в повседневной суете. А зря…

    Нравится 1 человек

    1. да, за повседневной суетой иногда упускаешь важные вещи. хочется жить более осознанно, чтобы не упускать важное, видеть его за ежедневными заботами. а может быть, даже строить свою жизнь, исходя из этих важных вещей, чтобы они проходили и через всю ежедневную жизнь семьи, держать это всегда в голове. Сложно, но можно, я думаю, чтобы дети были готовы к моральным испытаниям, которые в любой жизни в той или иной мере присутствуют. приведенные примеры вдохновляют.

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: